У меня есть земля, а у вас — домики

Такой диалог каждый собственник строительной компании слышал сотни раз. У нас даже есть такая шутка: если кто-то говорит «у меня есть земля», то можно дальше не слушать.

В чем состоит главное заблуждение многих обывателей? Они думают, что завод выпускает дома «сам». Реальность же такова, что завод по производству домокомплектов — это низкомаржинальный бизнес. На каждый 1 млн рублей продукции необходимо истратить 900 тыс. рублей живых денег, а 100 тыс. рублей практически полностью съедается налогами, арендой и прочими постоянными издержками. Связано это с тем, что другие страны покупают в России доску по 14 тыс. рублей за кубический метр, а на клееный брус установилась демпинговая цена 23—25 тыс. рублей за кубический метр, что ниже, чем прямые расходы на доску и клей.

Почему сложилась такая ситуация? Почти все крупные заводы — «Сокол», «Вышневолоцкий леспромхоз», Holz House и прочие — это заводы двойного назначения: экспорт доски и производство клееного бруса. Все отчеты показывают, что делать брус невыгодно, выгодно гнать всю доску на экспорт. Но они прекрасно понимают, что рано или поздно беспредел и грабеж страны в виде нулевой тарифной ставки экспорта на пиломатериалы в Китай и Финляндию закончатся и надо будет производить клееный брус. А чтобы навык не потерять, надо уже сейчас производить его в убыток.

Александр Дубовенко, основатель GOOD WOOD