Обременение, т. е. обязательство построить определенные объекты социальной инфраструктуры, прописываются на этапе подписания инвестиционного контракта между городом и застройщиком. Но есть тонкий момент — застройщика никто не обязал строить именно государственную школу или детский сад. Поэтому у застройщика есть три пути. Построить и передать на баланс муниципалитету, построить и найти коммерческого арендатора или создать собственную структуру, занимающуюся образовательной деятельностью.
Итоговое решение зависит от многих, многих факторов. Если ориентироваться на потребителя, на создание комфортного образа жизни в новом районе, необходимо, чтобы образовательные учреждения «работали» именно на жителей. В сегменте комфорт-класса лучше, когда есть вариативность бесплатного и платного дошкольного образования. В сегменте элитного жилья надобности в наличии муниципального детского сада, безусловно, не будет необходимости из-за очевидного отсутствия спроса.
Наталья Картавцева, заместитель генерального директора ОАО «ОПИН» приводит такой пример. В жилом комплексе комфорт-класса VESNA строится два детских сада — один коммерческий, другой муниципальный. Муниципальный детский сад будет передан на баланс городскому поселению, коммерческий — в управление профессиональному оператору.
В ЖК «Парк Рублёво» — в элитном жилом комплексе пошли по-иному, но логичному в сложившейся ситуации пути — запланировали эксклюзивный английский детский сад и начальную школу. В настоящий момент ведутся переговоры с потенциальными операторами.
Отдать государству
На самом деле, не надо думать, что муниципальные органы образования мечтают получить новое помещение. Коммерческий директор ГК «МИГ-Недвижимость» Ольга Гусева рассказывает, что ситуация с детскими садами сейчас действительно довольно острая, особенно — в Москве. Зачастую муниципальные власти не могут взять на баланс объект, поскольку нет ресурсов (ни человеческих, ни финансовых) его обслуживать. Да, застройщик еще на этапе согласования проекта выяснил, что район возьмет на себя ДОУ. Но все равно риск отказа остается. В случае с детскими садами в Москве он выше, чем в Подмосковье. Хотя один девелопер признался автору статьи, что уже год не может передать на баланс подмосковного города детский сад — полностью оборудованный, со всей необходимой мебелью.
Жалуется на затягивание сроков и Сергей Китаев, коммерческий директор «ЮИТ Московия»: построенный в микрорайоне «Финский» города Щелково и сданный 5 сентября детский сад был принят на баланс города только в декабре.
Многие застройщики сказали, что у них передача объектов муниципальным властям произошла без каких-либо трудностей или задержек. Например, в квартале «Новокосино-2» передача школы произошла за две недели.
Александр Дубовенко, учредитель компании GOOD WOOD, посетовал на несправедливость: застройщик, который на свои средства строит школу или детский сад при передаче их государству должен еще заплатить налог на дарение.
«В поселке «Фламандия», — рассказывает г-н Дубовенко, — мы здание школы строим сами, но решили передать на баланс государству. Так выгоднее, на наш взгляд, потому что если мы передаем на баланс, то школа становится муниципальной, и ее заселяют учителями за счет государства. Таким образом, у нас в поселке будет школа, где учатся бесплатно. Это снимает с нас определенную головную боль и делает наш поселок привлекательным. Если бы мы самостоятельно пытались управлять школой, нанимали бы учителей, брали бы деньги с учеников, то во-первых, это бы снизило привлекательность поселка, во-вторых, мы не решили бы задачу обеспечения жителей поселка образовательными учреждениями».
http://www.kvartirazamkad.ru/news/chto-nam-stoit-shkolu-postroit