По данным компании «МИЭЛЬ-Новостройки» около 35 % потенциальных клиентов обращают внимание в первую очередь именно на наличие в будущем месте проживания детской инфраструктуры – площадок, дошкольных учреждений и центров развития. «Социальная инфраструктура очень важна для покупателя, он всегда уделяет ей значительное внимание. Появление нового жилого дома создает большую нагрузку на имеющиеся социальные учреждения, - размышляет Софья Лебедева, генеральный директор «МИЭЛЬ-Новостройки». - Поэтому ответственный застройщик всегда будет создавать проект детского сада, основываясь на территориально-строительных нормах: в радиусе 300 метров должен находиться детский сад, а в 500 метрах – школа, поскольку у родителей должна быть возможность проводить ребенка, не пользуясь транспортом. Присоединение к существующим детским садам возможно только в случае точечной застройки. В комплексной застройке открытие детского сада является необходимым условием». Олеся Кошкина, директор по маркетингу TEKTA GROUP, сообщает, что в рейтингах покупательских предпочтений и критериев выбора в пользу того или иного проекта первые места достаются тем, где есть детский сад, медицинский центр, школа, спортплощадки. Ведь решают квартирный вопрос часто семьи с детьми или молодожены, которые также в будущем станут родителями. В идеале девелоперы решают и вопрос с магазинами, аптеками и даже детским досугом. Ведь так удобно, когда все необходимое находится в шаговой доступности от дома!
Леонард Блинов, директор по маркетингу Urban Group, считает, что «вопрос решения с детской инфраструктурой зависит в большей степени от конкретного застройщика, чем от локации. В крупных проектах обязательно предусматривается строительство детского сада, школы или сразу двух объектов. Однако качество данных объектов может сильно отличаться. Где-то используют типовые решения, где-то – инновационные». Он также отмечает, что строительство садика и школы – дополнительная финансовая нагрузка для девелопера, но большие проекты без этого не реализовать. Прочая же детская инфраструктура – площадки, места для прогулок и т. д. – стоит совсем недорого и здесь есть большие возможности для девелопера.
Как известно, сейчас большими темпами застраивается ближайшее Подмосковье. Естественно, есть комплексы, где детской инфраструктуре уделено повышенное внимание. Это связано не только с конкуренцией среди подобных предложений, но и с меньшей ценой на землю.
Евгения Старкова, директор по маркетингу компании MR Group, отмечает, что сейчас появляются проекты комплексного освоения территорий, которые предполагают строительство в «чистом поле», поэтому застройщик изначально закладывает максимальное число социальных объектов для комфорта будущих жителей. Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой», добавляет: «Строительство необходимых социальных объектов считается обременением для застройщика. Но многие компании видят в этой нагрузке серьезные конкурентные преимущества: стараясь обеспечить новый микрорайон достойной инфраструктурой, они улучшают среду проживания новоселов, повышают продажи, предлагая такие новостройки на старте продаж не многим дороже, чем в проектах с более низким уровнем инфраструктуры. И покупатели голосуют рублем, выбирая лучшее за практически равные деньги».
Детскими площадками сейчас никого не удивишь, а что застройщик предлагает кроме этого?
Итак, вопрос детской инфраструктуры в жилищных комплексах Подмосковья решается очень активно. Однако в поселках ситуация немного другая. Татьяна Румянцева, руководитель отдела продаж компании «Высота», объясняет это так: «Сложность заключается в том, что строительство детсада или школы – дорогостоящее занятие, которое окупается намного дольше, чем сами дома. Как правило, определяющим фактором при строительстве образовательной инфраструктуры является размер коттеджного поселка. Застройщик может включать в состав поселка сад, только если понимает, что поток детей будет достаточным для обеспечения его работы. Обычно сады строятся в элитных поселках, жители эконом-класса не готовы платить за частный детский сад, цены за который начинаются от 25 000 рублей в месяц».
Регина Аронова, заместитель руководителя девелоперских проектов ГУД ВУД, добавляет, что «в настоящее время застройщику согласно нормативам градостроительного проектирования без обеспечения местами в школе и детских садах будущих жителей попросту не удастся получить разрешение на строительство жилого комплекса. Набор инфраструктуры может быть разным в зависимости от классности застройки и его масштабов. Так, в небольшом и недорогом дачном поселке будет достаточно одной детской игровой площадки, где будут проводить время дети во время летних каникул. А если коттеджный поселок претендует на премиальный уровень и расположен на небольшм удалении от столицы - в этом случае, одной детской площадкой не обойтись».
Стоит отметить, что детская инфраструктура, конечно, косвенно отражается на стоимости квадратного метра. Но, по мнению Евгении Старковой, это связано со спросом, такие объекты выглядят более привлекательно. Сергей Гальский, генеральный директор УК «Миг-Недвижимость», рассказал, что строительство и оборудование школы или детского садика обойдется, в среднем, в 1 миллиард рублей. «Снизить затраты на инфраструктурную составляющую позволяют инвестиционные программы, компенсации и участие территориальных органов власти в развитии площадки наряду с девелопером». Школы и детские сады часто субсидируются городскими или региональными властями. Однако затраты эти компенсируются не сразу.
Ирина Доброходова обращает внимание, что детская инфраструктура незначительно сказывается на цене кв. метра, но она отражается на стоимости эксплуатации. Татьяна Румянцева указывает, что стоимость эксплуатации в среднем в два раза выше, чем в аналогичном поселке без нее. Минимальный тариф в элитном сегменте – 40 000 рублей в месяц и выше. Жизнь же в элитном поселке без этой «нагрузки» обойдется около 20 000. Это надо учитывать при покупке.