Генеральный директор компании Farbraum Тимур Битохов и старший технолог компании Remmers Аркадий Краснов выступили в защиту водных составов. Достоинства масляных покрытий отстаивали бренд-менеджер АО «Радуга» Сергей Шорников и технический директор (соучредитель) Gnature Дмитрий Репин. Экспертный суд представили генеральный директор Ассоциации Деревянного Домостроения Олег Панитков, предприниматель Александр Мазин (торговая марка Stoller), директор Norvex Семен Гоглев и директор компании «Уралбрус» Алексей Олещенко.
В качестве основных параметров сравнения продукции, применяемой для защиты деревянных конструкций, были выбраны экологичность, стоимость покраски/расход, стойкость.
Тимур Битохов во главу угла поставил экологичность. Он отметил, что водная основа обеспечивает качество покрытия за счет сцепления с влагой, содержащейся в самой древесине. Краски, изготовленные из чистых акрилатов, разбавленных водой, после высыхания оставляют на обрабатываемой поверхности только акрилаты. Важно, что покрытия на водной основе паропроницаемы, это препятствует образованию в стенах дома вредной микрофлоры.
По мнению Дмитрия Репина, экологичность масла тоже на высоте: краски из натуральных масел и смол безопасны на всех этапах жизни от производства до утилизации. Плюс и в том, что масла подчеркивают структуру древесины. Краска легко обновляется, и при этом не нужна шлифовка. Кроме того, натуральное масло – одна из древнейших основ для защитных покрытий.
Особо острый спор разгорелся при обсуждении расхода краски. «Я много слышу от клиентов, что заявлен один расход, а по факту приходится докупать материал. Если на дом рассчитали 60 литров краски, то еще 10-15 приходится приобретать дополнительно. Почему так?» – поинтересовался ведущий мероприятия основатель компании GOOD WOOD Александр Дубовенко.
На расход влияет много факторов, объяснили участники дискуссии. Это сама древесина, ее подготовка, шлифовка. Не существует расхода правильного и неправильного, существует ориентировочный, который заявляет производитель при подготовке древесины с соблюдением технологических требований, и реальный.
Директор компании «Супер Нейчер» («Лайнос Россия») Глеб Максимов предупредил, что нужно считать не стоимость литра краски, а общий бюджет на покрытие. Правда, есть нюанс: это разовая стоимость окрашивания. Если же смотреть на ситуацию в перспективе нескольких лет, то масло выигрывает за счет простоты обновления покрытия.
Аргументация зашитников не позволяла признать однозначное превосходство водной или масляной основы. Выслушав доводы экспертов, в кулуарах мероприятия Алексей Олещенко сказал: «Масла в цеховой покраске проигрывают «водникам», а «водники» проигрывают на стройке. Им надо разделиться, а они пытаются что-то друг у друга отнять». Отмечалось, в частности, и то, что на разных этапах обработки древесина требует разных покрытий. В немалой степени выбор зависит и от ее сорта.
Впрочем, в определенных вопросах аудитория мероприятия была единодушна. Например, в том, что деревянное домостроение в России должно развиваться и в столице, и в регионах, но при этом необходима надежная защита материала от погодных условий. Кроме того, хорошо окрашенные дома выглядят аккуратно и дорого, подчеркивают красоту древесины и способствуют расширению ее популярности.
В дискуссии победили разум, дружба и любовь к дереву. Практику профессиональных встреч решено было продолжать.