28/07

Малоэтажный бизнес – кругом дилетанты

27 июля 2013

cottage.ru

Александр Дубовенко, учредитель компании ГУД ВУД, поделился с Cottage.ru своими мыслями относительно ситуации на рынке земельных участков.

Мы сейчас активно запускаем несколько поселков, и по долгу службы вынуждены сталкиваться с землеторговцами (как лэндлордами, так и мелкими земельными торговцами). Это ужас, скажу я вам! В настоящий момент каждый, кто каким-то образом завладел кусочком земли, возомнил себя девелопером, объявляет свой кусок земли «коттеджным поселком» и начинает его продавать. При этом, что еще более удивительно, покупатель ест и не давится данным продуктом.У меня на ум даже пришла автомобильная аналогия. Допустим, какому-то человеку перепало 20 тонн металла. И сидит он, голову чешет. С одной стороны, можно продать этот металл по 1000$ за тонну, и в итоге у него будет 20 тысяч долларов. Но что-то и металл продается плохо, да и «что такое в наше время 20 тысяч»… Вот человек и думает, а не сделать ли мне из этого металла автомобили? BMW, конечно, не получится. Но Renault Logan, кажется, выпустить можно. И вот владелец посидит, подумает, да и напишет объявление: «продаю Рено Логан по…» Так… Главный вопрос — почем бы продавать? Сколько у нас Логаны стоят? 12 000$. Ну, это не серьезно. Поставлю-ка я их по 6 000$. Итак, «Рено Логан по 6 000$, предложение ограничено». Продажи пошли, деньги собираются. И тут начинается «Ё-моё… А как же из этого куска железа этот, блин, Рено Логан сделать? Так… Что у нас там в договоре написано? Продавец имеет право изменять конструкцию без согласования?.. Вот и отлично! Забирайте по полторы тонны железа, все свободны!

Смешная история? Кому как. Суть в том, что на рынке загородной недвижимости ситуация именно такая. При покупке некоторые потребители вообще не смотрят ни на репутацию девелопера, ни на репутацию застройщика (подрядчика). Иногда даже не смотрят на документы. Видят низкую цену и ведутся на нее. Я оцениваю количество полнейших дилетантов на этом рынке в 50% (это те, кто вообще не понимает что делает). Еще где-то 40% имеют представление, но делают это в первый раз. И только 10% — настоящие профи, имеющие подготовленные профессиональные команды, системный подход, финансовые резервы, прописанные регламенты и бизнес-процессы, имя на рынке, наконец.

Откуда берутся дилетанты? Да очень просто, весь список известен. В первую очередь, это банки, которые создали при себе бутиковую компанию. Данная организация продает земли, которые банк отобрал в качестве залога у разорившихся докризисных покупателей. Не забываем также про детей глав районных администраций. Не секрет, что любая администрация может «ничейную землю» продать за копейки «хорошим людям». Приторговывают они на сторону в основном, но детям ведь можно дать и бесплатно. Пусть поупражняются, сделают коттеджный поселок, с него же «навар» намного больше. Все лучше, чем пойдет дитё в ночной клуб и будет там алкоголем с наркотиками злоупотреблять. Третья категория — проходимцы. Случайные люди. Кто-то вдруг становится обладателем кусочка земли. Например, с ними могли рассчитаться «землей» за какой-то проект. В общем, каким-то способом земля попала к «проходимцу». Ну, и как в случае с железом, мысли две: «а не продать ли» или «а не сделать ли коттеджный поселок». Ну, и последняя группа — это лэндлорды. До кризиса они не хулиганили, сидели на землях, отобранных у колхозников законными и полузаконными методами, и приторговывали оптовыми кусками. Но в кризис все оптовые продажи остановились, и они «пошли в девелоперы». И вместо профессионалов стали полнейшими дилетантами. Оказалось, что иметь много черного металла и выпускать автомобили — это совершенно разные вещи, не смотря на то, что металлобаза очень большая и мощная. В завершении хотел бы заметить, что если кто-то всерьез займется продажей автомобилей, не имея их — он тут же сядет в тюрьму по статье «мошенничество». Продавать же «коттеджные поселки», не имея их, в нашей стране почему-то можно совершенно безнаказанно.

Позвонить
Заказать
обратный
звонок