23/10

Крупные госзаказы на тендерах: больше требований - выше уровень коррупции?

17 октября 2013

Информационнй портал о недвижимости Realestate

 

Власти планируют с 2014 года начать заказывать крупные проекты по закону о Федеральной контрактной системе (ФКС). Речь идет о тендерах, где четко описываются критерии выбора победителя. Сейчас основной способ размещения госзаказа - электронные аукционы, участники соревнуются только по цене. Как выяснил RealEstate.ru, к идее возвращения на конкурсы дорогих проектов – от 150 млн рублей – эксперты относятся весьма не однозначно.

 

По информации «Ведомостей», сейчас чиновники готовят законодательные акты, описывающие процедуру закупок. До конца года должен быть утвержден список работ, товаров и услуг, которые госзаказчики обязаны закупать на электронных аукционах. Юрист Фонда борьбы с коррупцией Андрей Мищенков считает, что конкурсы можно использовать для технически сложных опасных объектов. Такими объектами являются участки автомагистралей, развязки, эстакады и мосты.

Участие в конкурсе – бесперспективно!

Учредитель компании «Гуд Вуд» Александр Дубовенко сказал корреспонденту RealEstate.ru, что его компания практически не участвует в конкурсах, потому что «это бесперспективно». «Осторожно предположу, что 95% конкурсов, хотя у меня нет точных данных, только ощущения, выигрывается в нашей стране через откаты. То есть условия конкурса подгоняются под компанию так, чтобы конкурс выиграла именно она», - прокомментировал Дубовенко. По его мнению, у властей всегда есть возможность придраться к недружественному для них подрядчику и потом, после выполнения работ, не оплатить их.
«Фишка» такого строительства в том, что тот, кто выиграл конкурс, должен за свой счет все это построить и только потом, через подпись чиновника, получаются деньги. Поэтому всем совершенно ясно для чего это сделано», - сказал Дубовенко.
С ним согласна и генеральный директор компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая. «Конечно, в конкурсах, в отличие от аукционов, велика роль субъективной оценки, поэтому риск возникновения коррупционной составляющей выше», - сказала эксперт.

На аукционах может победить неизвестная фирма, которая потом бесследно исчезнет

Как выяснилось, игроки рынка не меньше обижены и на аукционы. Александр Дубовенко назвал такой способ «бездумным». По его словам, некорректно отдавать проект только тому, кто назовет более низкую цену за него. На аукционах также не учитывается качество и надежность работы.
Мария Литинецкая считает, что нельзя однозначно сказать, что лучше конкурс или аукцион. «У каждого из этих способов размещения госзаказов есть свои преимущества и недостатки. Аукционы, в принципе, проще как для заказчика, так и для его участников. Однако всегда существует риск, что в таком аукционе может победить никому неизвестная компания, предложившая самую низкую цену, которая потом еще и скроется в неизвестном направлении. И тогда заказчику придется проводить новый аукцион», - прокомментировала Литинецкая.

Возвращение к конкурсам избавит от нерадивых строителей

Полностью одобрил идею возвращения дорогих проектов на конкурсы вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти Группы Компаний ПИК Герман Царгасов.
«Государству нужны качественные объекты по разумной цене и этого, на наш взгляд, можно добиться только посредством проведения конкурса, где будут объективно оцениваться надежность компании, ее возможности, портфель реализованных проектов, их качество, сроки строительства и много другое, - считает Царгасов. - Выбор поставщика услуг должен происходить не по принципу, кто дешевле построит, а в комплексном соотношении – цена/ качество».
Герман Царгасов убежден, что возвращение к конкурсам позволит избежать ситуации, когда неизвестный подрядчик с минимальным уставным капиталом и тремя сотрудниками в штате приходит на аукцион, сбивает цену, получает аванс, и потом не строит объект или строит, но плохого качества, не выдерживая в сроки.