04/02

Как производитель картонной упаковки начал строить деревянные дома

Он хотел продавать дома подмосковным дачникам, а клюнули совершенно неожиданные категории покупателей

Два дня назад на странице туристического проекта «Зе Остров» в Facebookпоявилась необычная вакансия: необитаемому острову на Мальдивах понадобился смотритель. На этом острове нет ни электричества, ни газа. Сейчас владельцы острова ведут переговоры о покупке за 1 млн руб. бунгало для смотрителя – площадью 15 кв. м с автономными системами водоснабжения, канализации и электроснабжения на солнечных батареях – у российского стартапа Ineeco. Эта компания специализируется на типовых домиках, не зависимых от внешних инженерных коммуникаций.

Основатель Ineeco, 37-летний Павел Бобков, юрист по образованию, с детства мечтал строить автономные дома – сначала на воде, потом счел идею понтонных домиков нежизнеспособной и переключился на наземные дома. К 2013 г. он накопил денег (к тому времени у него был небольшой бизнес по производству картонной упаковки) и открыл строительный стартап. Первоначальные инвестиции в проект составили 16 млн руб., из них около 3 млн руб. вложил знакомый Бобкова. Домики Ineeco за 10 дней собираются из обшитых деревом каркасных модулей, напоминающих привычные бытовки (как детский конструктор). Фундамента нет, дом ставится на сваи. Его оснащают солнечными батареями, локальным водопроводом, системой отопления и запасным дизельным генератором. Стоит такой автономный дом недешево – 6 млн руб. при площади 100 кв. м. Если покупать по отдельности дом и все системы, получится на 30% дороже, говорит Бобков. Но в этом году предприниматель рассчитывает продать минимум 30 домов и достичь выручки в 120 млн руб.

Спрос на автономные дома в России пока мизерный, говорит Семен Гоглев, управляющий партнер строительной компании «Норвекс НЛК». Сейчас лишь 1% потенциальных заказчиков готов купить автономный дом, предполагает Олег Панитков, директор по развитию бизнеса строительной фирмы Velux (и руководитель проекта «Активный дом»). Но спрос на них вырастет в ближайшие 3–5 лет, уверен эксперт. Тем более, по мнению Паниткова, домики подешевеют – из-за удешевления оборудования, например солнечных батарей, которые массово производят в Китае.

В чудо-тереме

«Я делал дом-машину, в которой можно комфортно жить», – Бобков проводит экскурсию по дому, который расположен в одном из дачных поселков Подмосковья. Это одноэтажное прямоугольное строение с большими окнами и плоской крышей чем-то напоминает сарай, но Бобков говорит, что это образец скандинавской архитектуры и обшит дорогой липой. Проект разработали украинское и российское архитектурные бюро (Бобков их не называет) примерно за 2,5 млн руб. Проводов снаружи не видно, интерьер без излишеств. Зато имеются горячая вода и отопление, воду греет новомодный пеллетный камин. Лампочки хоть и горят от солнечных батарей, расположенных на крыше, за стенкой все равно тихо жужжит дизельный генератор. Бобков кипятит чайник на газовой конфорке (газ из баллона).

В идее каркасно-модульного домостроения нет ничего нового, признает Бобков. А новшеством является сам модуль, его инженеры Ineeco разработали сами. Сначала Бобков закупал готовые модули у строительных компаний, но конструкции были нежесткими, поэтому фирме Бобкова пришлось разработать свою конструкцию со специальной двутавровой балкой из композитных материалов. Ineeco собирает модули в Тверской области, в цеху, на который Бобков потратил четверть инвестиций.

Штучные продажи

«Я трус. Три года занимался экспериментами и тестированием, а надо было заниматься маркетингом и продавать продукт, а уже потом доводить его до ума», – признается Бобков. Компания закупила на 5 млн руб. техники, без которой можно было бы обойтись. Например, Бобков купил ветряную мини-электростанцию за $6000. На ее доставку и сборку ушло полгода, а в итоге она не пригодилась.

Однако найти много покупателей среди частников-дачников не получилось. В январе 2015 г. Бобков создал сайт и попробовал размещать контекстную рекламу в интернете (на это ушло 600 000 руб. инвестиций), начал обзвон потенциальных клиентов. Но толку не было. «Если набрать «автономный экодом» в поисковике, наш сайт будет первым. Только люди по таким ключевым словам ничего не ищут. Лучше бы мы тратились на выставки», – разводит руками предприниматель. Все же в прошлом году Бобкову удалось продать знакомым первые три дома на 12 млн руб. (из них 4 млн руб. – прибыль).

Например, один дом площадью 106 кв. м за 3,6 млн руб. приобрела девелоперская группа «Рассвет» под офис в Томилине. По словам Тимура Багаутдинова, друга Бобкова и коммерческого директора ГК «Рассвет», в Томилине есть электричество и газ, но автономность и солнечные батареи нужны для привлечения клиентов. Другой дом Ineeco построила на дачном участке на Новорижском шоссе (владельцы купили его под сдачу).

У массового покупателя нет интереса к таким проектам, говорит Александр Дубовенко, совладелец и управляющий строительной компании GoodWood. По оценке Дубовенко, за 6 млн руб. можно построить традиционный типовой деревянный дом эконом-класса площадью 200 кв. м или дом бизнес-класса в 100 кв. м.

http://www.vedomosti.ru/management/articles/2016/02/05/626885-proizvoditel-upakovki-doma

Статья опубликована в № 4009 от 05.02.2016 под заголовком: Бунгало на полном обеспечении

Позвонить
Заказать
обратный
звонок