20/04

Дерево наизнанку

Принято считать: деревянный дом фактически не требует внутренней отделки, и это одно из преимуществ такого вида домостроения. Однако сказанное отнюдь не означает, что использовать другие интерьерные материалы в нем нельзя. Можно все что угодно — но с некоторыми нюансами.

От брутальности до модерна

Под Астраханью в низовьях самой знаменитой русской реки, куда принято приезжать за сомами и бронзовыми сазанами, жерехом и чехонью, завершаются внутренние отделочные работы в эффектном доме, получившем название La Datcha. Это стоящее на берегу Волго-Каспийского канала длинное двухэтажное строение с большими панорамными окнами, контур которого чем-то напоминает дебаркадер. Облик неслучаен: дом возводится по заказу большого почитателя водной стихии и фаната рыбалки известного банкира и бизнесмена Олега Тинькова. Брутальная рыбацкая тематика нашла отражение и во внутреннем убранстве: одно крыло здания отведено под рыбацкую гардеробную и сушильную комнату. В другом размещена спа-зона, отделанная натуральным травертином с вставками из мрамора. Здесь находятся большая купель с холодной водой, сауна, душевые и хаммам. Между ними — двусветная гостиная с дубовыми полами и потолками из так называемой амбарной доски (это старая древесина с явными следами времени, которую сейчас модно использовать в отделке). В доме пять спален и множество помещений другого назначения, каждое из которых отделано и обставлено в мужском вкусе: массивная кожаная мебель, металлические элементы, глубокие темные тона...

А вот совсем другой дом, не столь габаритный. Находится он в Подмосковье, напоминает дачу конца XIX — начала XX веков и, собственно, так и называется — "Писательская дача". Таково было пожелание заказчицы, которой очень близка та эпоха, более того, она коллекционирует старинную мебель и предметы интерьера тех лет — теперь они обживают новый дом. Поэтому внутреннее пространство требовалось выполнить так, чтобы выдержать гармонию места и времени. "Все помещения в доме объединены общим решением по цвету стен и полов,— рассказывает автор интерьеров дома Анна Русецкая, дизайнер компании Honka.— Стены выкрашены краской натурального медового оттенка, потолок — беленая брашированная вагонка, пол — дубовая инженерная доска под черным маслом, двери в тон потолку — из беленой сосны. Но в каждой комнате я хотела создать разную цветовую гамму за счет текстильного оформления и цвета мебели. Например, гостиная решена в зеленых тонах, зеленый присутствует в росписи на печке, в шторах, в обивке и хорошо сочетается с цветом антикварного гарнитура XIX века из карельской березы. Кухня выдержана в стиле русского модерна, в нее привнесены красные акценты на полу, имитирующем терракоту. Но главное здесь — старинный стол, резная лавка и буфет начала XX века (абрамцевская резьба). Обязательный архитектурный элемент русской дачи — застекленная веранда. Здесь заказчица решила оставить больше свободного пространства. Мы поставили по центру помещения только обеденный стол со стульями и буфет".

Несмотря на то что дома такие разные, у них масса общего. Они оба деревянные (кстати, от известной компании Honka, чьи деревянные постройки представлены в 40 странах мира), и оба показывают, что в строениях из такого материала нет никаких запретов: допустимы любые стили и любая отделка. Главное — учитывать некоторые особенности и специфику, диктуемую деревом.

Плавающая геометрия

Основное отличие дерева от любого другого строительного материала заключается в том, что оно дает усадку, причем довольно существенную, измеряемую сантиметрами. Более выражена она в домах из массива (бруса, бревна), менее — в клееных конструкциях. Скажем, в домах компании Good Wood (один из лидеров Московского региона по домостроению из клееного бруса) конструкторы закладывают на усадку 2-4%. Сильнее всего усадка происходит в первые год-три после постройки, хотя в зависимости от типа древесины и ее исходной влажности может растянуться и на пять лет.

Однако процесс изменения геометрии дома на этом не заканчивается, а переходит в годовые колебания. Зимой, когда здание активно отапливается, дерево высыхает и немного теряет в объеме, а летом, наоборот, вбирает в себя некоторое количество влаги и разбухает. Именно такие годовые изменения — одна из причин появления трещин. Чтобы минимизировать проблему, Александр Петунин, генеральный директор компании "Палекс-Строй", занимающейся строительством домов из ангарской сосны, рекомендует хозяевам деревянных коттеджей и всесезонно эксплуатируемых дач сразу обзавестись оборудованием для увлажнения воздуха. Желательно таким, которое работает в автономном режиме и включается, если концентрация водяных паров падает ниже 40%.

Но одного контроля влажности недостаточно. Нужно, чтобы нормальная концентрация водяных паров была равномерной по всему помещению. А это, по данным компании "Уралбрус", специализирующейся на клееном брусе и ведущей строительство преимущественно в Екатеринбурге и Сочи, во многом зависит от используемого способа отопления. В частности, ставшая очень популярной у загородных жителей система "теплый пол" в качестве единственного источника отопления деревянным домам не очень-то подходит: не происходит полноценной конвекции воздуха. Ближе к полу температура оказывается выше, под потолком — ниже, то же самое происходит и с влажностью, что способствует образованию щелей и трещин. Поэтому если выбирать только одну систему отопления, лучше остановиться на радиаторах, расположив их совершенно классически — под окнами. Или сделать обе системы сразу (и радиаторы, и теплые полы) и использовать их одновременно.

Неподвижное в скользящем

Из свойства древесины давать усадку, а также расширяться или сжиматься в зависимости от влажности вытекает ряд особенностей отделки и монтажа тех элементов, которые при любых обстоятельствах должны оставаться неподвижными и не менять свое расположение вместе со стенами. В частности, это окна и двери. "Они устанавливаются в проем через обсадную доску, над которой оставляют зазор,— рассказывает Анна Русецкая.— Он нужен для того, чтобы в процессе усадки брус не раздавил оконный элемент, а дверь не заклинило. Впоследствии этот зазор закрывается наличником". По такой технологии в доме из клееного бруса монтировать окна и двери можно сразу после завершения строительства коробки, а в здании из массива лучше выждать полгода-год. Причем какими будут стеклопакеты — пластиковыми или деревянными — не так уж важно: в конструктивном плане они будут вести себя одинаково. Иное дело — эстетика. В идеологию деревянного дома лучше вписываются деревянные элементы. "Но стеклопакеты из дерева существенно дороже пластиковых, поэтому их используют гораздо реже",— говорит Михаил Африканов, генеральный директор компании Landwerk-Haus, занимающейся строительством загородных домов из любых материалов, в том числе из клееного и профилированного бруса, а также из бревна.

Свои хитрости есть при монтаже любых других элементов. Например, межэтажной лестницы, если та ради экономии пространства или из других соображений располагается в углу. "К деревянным стенам ее жестко крепить нельзя из-за усадки и сезонных подвижек здания,— поясняет Тимур Дасаев, генеральный директор строительной компании "Дачный сезон", ведущей малоэтажное строительство и, в частности, предлагающей дома из бруса.— Крепление должно осуществляться через подвижные, то есть скользящие, металлические элементы, имеющие некоторый допуск хода. Лишь такой способ обеспечит жесткость конструкции по вертикали. При этом вся нагрузка лестницы пойдет не на стены, а на балки перекрытия, на которые усадка стен не влияет. После завершения монтажа скользящие элементы в глаза не бросаются: как правило, их делают скрытыми". При этом сама лестница может быть абсолютно любая. "В основном сейчас делают деревянные лестницы в сочетании с металлом, стеклом,— рассказывает Анна Русецкая.— Скажем, деревянные ступени на металлическом косоуре с ограждением из стекла".

Точно такие же компенсаторные скользящие элементы используются и тогда, когда на стене должна появиться дополнительная отделка. Например, плитка в ванной комнате или негорючая теплоизоляция стены, рядом с которой запланирована печь либо камин. К слову, печи в углу или у стен деревянных домов — изобретение довольно современное. Исторически в русских избах их, как известно, старались ставить по центру, в том числе из соображений пожаробезопасности, а также из стремления более равномерно прогревать дом. Сейчас, впрочем, такие приемы уже неактуальны: в тренде ничем не перегороженные большие открытые пространства, да и используются печи и камины скорее в декоративных целях и для создания особой атмосферы, чем для отопления.

Особенности покраски

Когда говорят, что деревянный дом нуждается в минимальной внутренней отделке, прежде всего имеют в виду стены. Действительно, их, как правило, оставляют в исходном виде, разве что красят. Некоторые строительные компании предлагают окраску бруса на производстве, объясняя, что так проще контролировать качество работ, а покрытие получается более ровным и долговечным. Определенная логика в этом есть, однако прибегают к такому методу редко — и не без оснований. "Окрашенная древесина сложна в транспортировке и требует аккуратности при монтаже,— рассказывает Тимур Дасаев.— Покрытие легко повредить, а восстановить так, чтобы все выглядело эстетично, крайне сложно. Поэтому в основном красят на месте, после завершения строительства, установки окон и дверей, а также остальных монтажных работ. Лучше это делать летом: при температуре воздуха ниже +10°С свойства лакокрасочных материалов меняются — как минимум, покрытие получится не столь долговечным, как хотелось бы и как гарантирует производитель".

Красить стены можно как угодно. Самый простой и распространенный вариант — полупрозрачное (лессирующее) покрытие, не скрывающее рисунка древесины. Хотя можно придумать и что-нибудь посложнее. Скажем, дизайнер Елена Зорина, которая сейчас занимается внутренней отделкой дома из бруса для проекта Open Village, решила добавить стенам градиента и выполнить так называемую акварельную растяжку, когда внизу цвет более плотный, а по мере приближения к потолку становится все светлее и светлее (или наоборот). На обоях под покраску добиться эффекта совсем несложно — достаточно лишь менять концентрацию красителя; на древесине такой фокус не прокатит: переходы от одного оттенка к другому получаются слишком четкими. Тут свои хитрости: можно, например, подбирать краски с разным составом. Впрочем, такие сложные изыски на любителя, да и лессирующая окраска постепенно выходит из моды. "Можно отметить тенденцию к укрывным покрытиям и уходу от естественных цветов,— рассказывает Михаил Африканов.— Дома красят плотным слоем краски разных цветов, скрывая фактуру древесины". Такую покраску практикует, в частности, Good Wood, причем, согласно применяемой в компании технологии, покрытие наносят аж в семь слоев.

Если, несмотря на всю любовь к дереву, жить в сплошном деревянном окружении не хочется, а хочется добавить иных отделочных материалов, используя уже упомянутый способ крепления с помощью скользящих элементов, вдоль стены делают короб и уже его используют как опору для отделки. Можно поступить еще проще, вспомнив, что вертикальные поверхности дома одними внешними стенами не ограничиваются: есть еще и межкомнатные перегородки, и их делать из бруса совершенно необязательно — каркасные тоже вполне подойдут. А на такие можно сразу монтировать любую отделку — хоть клеить обои, хоть устанавливать декоративные панели или крепить камень. У каркасных перегородок помимо всего прочего есть еще одно достоинство: внутрь можно спрятать коммуникации, например электрику. В деревянных стенах такое не устроишь: они являются несущими конструкциями, и проделывать в них штробы и отверстия нельзя, если только решение изначально не просчитано конструкторами. Но это означает, что дизайн-проект дома с расположением всех розеток, включателей и пр. нужно детально прорабатывать еще до начала строительства. А это не всегда получается — приходится пускаться на всякие хитрости. Например, основные коммуникации прятать под полом и потолком, скрывать под широкими плинтусами, а выключатели размешать в наличниках дверных коробок. С каркасными перегородками все намного проще. Собственно, их и ставят преимущественно ради того, чтобы скрыть коммуникации, а не из желания выполнить необычную отделку. "В основном заказчики все-таки хотят в деревянном доме видеть как можно больше древесины,— говорит Тимур Дасаев.— Даже если в нем есть каркасные перегородки, для их отделки предпочитают имитацию бруса или блок-хаус, если дом из оцилиндрованного бревна". И это логично: те, кто не любит вид дерева, вряд ли выберут деревянный дом.

Текст: Наталия Павлова-Каткова


 https://www.kommersant.ru/doc/3270007
Позвонить
Заказать
обратный
звонок