21/06

Сергей Шойгу встал на защиту вырубленного леса

19 июня 2012

BFM.RU

 

Цаговский лес в Жуковском, в отличие от Химкинского, вырубили без лишнего шума в ночь на 22 марта этого года. Губернатор Шойгу сегодня раскритиковал местные власти за то, что те не согласовали вырубку с жителями и пустили под топор лишние 3 га

Губернатор Московской области Сергей Шойгу сегодня разбирался с вырубкой леса в окрестностях Жуковского и разоблачал «лукавство» официальных заключений.

Он не поверил официальной справке Рослесхоза о том, Цаговский лес, который занимает площадь 120 га, не является лесным массивом.

Цаговский лес — относительно небольшой лесной массив, сохранивший в центре города Жуковский. В настоящее время уже вырублено больше 10% массива.

Через Цаговский лес должен был пройти участок восьмиполосной автомобильной дороги областного значения от дороги М-5 «Урал» к месту проведения авиасалона «МАКС». Проект был разработан по заданию ГУ «Мосавтодор» фирмой ЗАО «Петербург-Дорсервис». Эта же организация выполняла разработку проекта скоростной автотрассы «Москва-Санкт-Петербург».

В 2010 году власти начали проводить общественные слушания на тему строительства дороги. Однако референдум на тему лишения леса статуса памятника природы не проводился, а опросы жителей, в ходе которых более 70% населения высказались против вырубки Цаговского леса, не были приняты во внимание.

В марте 2012 был подписан порубочный билет на 12 га леса. Компания «Моссавтодор» уже понимала, что часть населения города против вырубки и начала работы в ночь с 21 на 22 марта.

В апреле защитники леса поставили в лесу палаточный лагерь. К 14 апреля, согласно данным космической съемки, было вырублено 13,13 га.

25 апреля 2012 года власти подмосковного города ввели режим особой пожарной безопасности на территории городского округа Жуковский, и 14 мая лагерь защитников леса был снесен «в рамках противопожарных мер».

Как 18 июня сообщила местная газета «Жуковские вести», рабочие начали прокладывать какую-то трубу, которая, по предположению жителей, будет вести к элитному гостиничному комплексу, строительство которого запланировано в лесу.

Вырубка деревьев стала возможна потому, что Рослесхоз дал заключение о том, что на территории города Жуковского лесного фонда нет.

Именно на этот документ ссылался глава Жуковского Александр Бобовников, когда Сергей Шойгу стал выяснять причины конфликта городских властей и жителей. На замечание Бобовникова, что вырубка была законной, губернатор возмутился. «А это что, не лес? Если вам скажут, что у вас не дочь, а сын, вы ее будете воспитывать как сына? Тут [в заключении] присутствует лукавство», — цитирует его агентство ИТАР-ТАСС.

Далее он продолжил распекать градоначальника: «Почему не провели согласование с жителями, не провели открытые слушания, референдум? Как вы довели ситуацию до такого, что пришлось приехать губернатору? Что вам не хватило, чтобы проект [строительство дороги] выполнить без общественного взрыва?».

Шойгу поручил подготовить распоряжение правительства области, запрещающее возведение жилых построек в лесу и вдоль дороги. Кроме того, губернатор поручил проверить информацию, что в Цаговском лесу вырубили на 3 га больше, чем планировалось, и потребовал, чтобы больше ни одно дерево в лесу не упало. «У нас то один лес, то другой, пора заканчивать это. Прошу с уважением относиться к гражданам», — заявил Шойгу.

Более масштабные вырубки под платную дорогу были произведены в Химкинском лесу. Останкинский районный суд Москвы не признал факт того, что «Автодор» произвел незаконную вырубку деревьев. Но экологи все-таки добились сокращения объема вырубки деревьев в 1,5 раза. Кроме того, вместо вырубленных 100 га леса строители высадят в Химках 500 га леса. Согласно измененному проекту строительства, вдоль трассы в лесу запрещено строительство АЗС, ларьков и магазинов. Здесь установят шумозащитные экраны и сделают переходы для животных.

Администрации Жуковского было предложено организовать несколько больших питомников леса, чтобы компенсировать утраченные насаждения. Возможно, будет создан контрольный совет усилиями администрации и экологических активистов, который будет следить за восстановительными работами.

Губернатор Подмосковья не исключил, что Московская областная дума примет закон о «процедуре прохождения общественных слушаний с учетом всех современных технологий».

Напомним, что программа действий нового губернатора Московской области включает такие пункты, как строительство дорог и защита леса.

Александр Дубовенко, директор по развитию компании «ГУД ВУД», отмечает, что «строительство дорог в лесных зонах — палка о двух концах».

«Можно, конечно, отказаться от строительства дорог, но вряд ли это выход. А если есть решение строить, то вариантов два: либо по местности, где уже есть застройка, либо по незастроенным участкам. Строительство дорог там, где уже что-то построено, выливается в огромные деньги и затраты времени. К примеру, Лихачевское шоссе не может быть введено в эксплуатацию, потому что жители двух частных домов не хотят продавать свои дома. Строительство дорог через незастроенные участки, через лес — не такой болезненный процесс. Однако в любом случае должна быть экспертиза и общественные слушания, должны быть учтены все нюансы, власти должны доказать жителям, что другого варианта строительства дороги нет», — говорит BFM.ru эксперт.

После проведения общественных слушаний, должно быть получено заключение экологов, в котором будет оценен ущерб. «В Европе процедура в таких случаях такова. Еще до получения разрешения на вырубку строители ведут лесные посадки, которые сдают госкомиссии, и если все хорошо, получают разрешения на вырубку леса на нужных для строительства дороги участках, — рассказывает Александр Дубовенко. — Как правило, если вырубают 10 га, то должны посадить 20 га. Такие правила давно действуют во всех странах Скандинавии, сейчас аналогичные приняты в Китае. Я уверен, что бизнесмены, которые должны строить дорогу, готовы работать по правилам. Государство должно обязать их сделать посадки в определенном объеме, причем заранее, и дальше они будут принимать решение с учетом этого требования, и считать, выгоден им проект или нет».

Представитель инициативной группы граждан, выступающих в защиту Цаговского леса, журналист Наталья Знаменская рассказала BFM.ru: «Город Шойгу не чужой, здесь начинался Центроспас, из которого потом выросло МЧС. Губернатор был в курсе ситуации с Цаговским лесом, и ему не пришлось ничего рассказывать».

Одним из самых важных итогов встречи с Шойгу Знаменская считает закрытие вопроса о строительстве гостиничного комплекса в лесу: «Это уже в прошлом». Во-вторых, пункт общественного контроля (палаточный лагерь защитников леса) должен быть восстановлен.

«После заседания в мэрии мы в редакции «Жуковские вести» обсуждали с губернатором практику европейских экологических компенсаций и говорили о том, что у нас дорожные строители просто перечисляют деньги администрации, это деньги даже не целевые, под них нет проекта посадок деревьев. Сергей Шойгу сказал, что эту практику надо менять», — рассказала Наталья Знаменская.

Источник: BFM.RU