11/05

Кирпич хорошо, а доска здорово

10 мая 2012

"Российская газета" №846 (17)

 

Деревянное домостроение завоевывает рынок.

Владельцы вновь приобретенных земельных участков ждут не дождутся, когда можно будет заняться постройкой дачи. Большинство уже, конечно, определилось, что строить - каменный дом или деревянный. А тем, кто еще раздумывает, стоит учесть, что гигиенисты однозначно высказываются в пользу деревянного домостроения.

В этом году доля деревянного домостроения, например, в Подмосковье впервые перешагнула 50-процентный рубеж, оставив домам из других материалов 49% рынка. Растущему интересу к использованию такого проверенного временем стройматериала, как дерево, способствуют новые технологии обработки древесины, позволяющие ей конкурировать с кирпичом и камнем практически во всем, рост экологического сознания населения, мировая мода на деревянные дома и, конечно, цена: дерево гораздо доступнее своих конкурентов.

По мнению гендиректора Ассоциации деревянного домостроения Александра Черныха, преимущества деревянного дома по сравнению с другими домами - это его экологичность и комфортабельность. Следующий параметр, который очень важен, - это энергоэффективность. Современные технологии активного дома начинают применяться и у нас. Это дом, который не имеет неорганизованных потерь тепла, работает как термос и при этом достаточно эффективен при хорошей естественной вентиляции. По сравнению с другими материалами дерево менее энергозатратно. Это тоже сегодня уже оценивается, древесина в этом контексте имеет значительные преимущества перед другими материалами. Во многих странах уже закрываются кирпичные заводы из-за высокой энергоемкости. Все эти факторы уже начинают работать на деревянное домостроение. К тому же строительство таких домов достаточно экономично, не содержит мокрых процессов, скрытых затрат. Строительство квадратного метра домокомплекта обходится в 8-15 тысяч рублей.

По утверждению специалистов, сегодня наиболее популярными среди населения являются дома из массивной древесины: потребителям они кажутся более основательными, долговечными сооружениями. Однако домостроение из древесного массива в целом отличается высокой стоимостью материалов и работ, имеет довольно длительные, с учетом усадки, сроки реализации. Доля массивных домов в настоящее время составляет 70% всего деревянного домостроения в России. Каркасные и панельные дома позиционируются на рынке как более доступное жилье: это одна из приоритетных технологий социального строительства. Суммарная доля домов, строящихся по этим технологиям, оценивается в 30%.

На российском рынке деревянного домостроения сегодня представлено множество компаний. Среди них как крупные домостроительные заводы, так и небольшие частные компании, больше похожие на бригады плотников. При этом ни одна из компаний не занимает значительной доли рынка.

Крупные компании имеют заказы на несколько месяцев вперед, так как спрос превышает предложение. Сложившаяся ситуация объясняется несколькими факторами, главным из которых следует признать дефицит пиломатериалов. Вторая проблема рынка - недостаток строительных бригад и специалистов, вызванный отсутствием традиций деревянного домостроения в советское время.

Среди покупателей деревянных домов можно выделить две большие группы: конечных потребителей и профессиональных участников рынка недвижимости. Конечных потребителей, в свою очередь, можно разделить на застройщиков домов для собственных нужд (физические лица и непрофессионалы в области строительства) и застройщиков общественных или других зданий с целью извлечения прибыли или другого использования. Профессиональные участники рынка - посредники, генподрядчики, дилеры, фирмы по размещению заказов и проч.

С точки зрения производителей, более выгодно работать с профессиональными участниками рынка, т.к. они могут обеспечить больший объем заказов и стать постоянными клиентами на длительный срок. Рынок профессионалов относительно узок, и его участники хорошо информированы о своих конкурентах и партнерах, почти каждая компания заинтересована в поиске субподрядчиков и исполнителей заказов. При этом разработать эффективную стратегию продвижения, ориентированную на профессиональный сегмент, даже проще, чем на конечных потребителей.

Рынок деревянного домостроения подвержен отчетливым сезонным колебаниям. Как результат, многие компании стремятся перераспределить нагрузки на производственные мощности в течение года. Например, если в состав компании входят лесозаготовительная и деревообрабатывающая стадии, то основной объем работ по подготовке пиломатериалов производится в зимний период. С одной стороны, при заготовке в зимний период обеспечивается наивысшее качество древесины; с другой стороны, строительный сезон, начинающийся весной, полностью обеспечивается необходимыми строительными материалами.

Александр Черных считает, что перспективы у деревянного домостроения хорошие. По лесным ресурсам Россия занимает первое место в мире: 25% мировых запасов леса. Но пока мы плохо используем это преимущество. Например, в 2009 году из 19 млн кубометров пиломатериалов, которые были произведены в России, 16 млн ушло на экспорт. А внутреннее потребление составило всего 3,7 млн кубометров. Россия не достигла даже советского уровня, когда страна производила 75 млн куб. м пиломатериалов, из них только 8 миллионов кубометров экспортировалось (при этом 37 млн куб. м использовалось в строительстве), не говоря уже о Финляндии, где ежегодно на каждого жителя производится один кубометр пиломатериалов. Россия сегодня находится на 26-м месте в мире. Но в дальнейшем потребление пиломатериалов будет возрастать, уверены игроки рынка.

Как отмечает директор по развитию компании Good Wood Александр Дубовенко, сегодня спрос на деревянные дома растет не только в сегменте индивидуального строительства: все чаще домостроители привлекаются в крупные социально значимые проекты со значительной долей использования инженерной древесины. Иными словами, преодолевается стереотип, что дерево как материал годится лишь для индивидуального использования. На загородном рынке этот материал способен удовлетворить практически любой заказ.

Источник: "Российская Бизнес-газета", Андрей Евпланов

Позвонить
Заказать
обратный
звонок