31/01

Контрмеры против "грязных" пиар-технологий

31 января 2011

Портал недвижимости gdeetotdom.ru

 

"Специалисты по коттеджному строительству ощутили себя участниками настоящих военных действий..."

 

Крепко стоящие на ногах специалисты по коттеджному строительству ощутили себя участниками настоящих военных действий. Они попали под массированный обстрел негативными комментариями, размещенными на разных интернет-площадках якобы от лица покупателей. Объединяло комментарии одно: все они не имели к реальным клиентам компаний никакого отношения.

Во второй половине прошлого года количество размещенных в интернете негативных отзывов, прямо или косвенно касающихся компании «Гуд Вуд», зашкалило все разумные пределы. Конечно, мы не считаем себя безгрешными ангелами, мы живые люди, порой допускаем просчеты и ошибки, на них мы учимся и растем. Но дело в том, что большинство описываемых ситуаций не имело к реальности никакого отношения. По множеству деталей это было понятно любому специалисту, но в глазах обычных пользователей добротно сфабрикованные фальшивки выглядели весьма правдоподобно.

Для того, чтобы отзыв казался достоверным, в него внедряют описание вполне жизненной ситуации. Например, пишут от лица отца некого семейства. Сначала рассказывают о домочадцах, потом переходят к причинам, по которым ячейка общества решила обзавестись собственной загородной недвижимостью. Повествуют, как долго выбирали направление, подыскивали красивое природное окружение, вели переговоры с застройщиками и подрядчиками. А когда договор был уже подписан и оплачен полностью или частично, как тараканы изо всех щелей поползли разнообразные неприятности.

Дальнейшее развитие сюжета зависит от фантазии автора и пожеланий заказчика. Могут написать о том, что строительные материалы использовались не те. Могут сделать акцент на несоблюдении сроков монтажа. Могут обвинить в низком качестве коммуникаций. Могут рассказать о том, как под разными предлогами из них выманивали новые порции денег. Варианты могут быть разными, но главный посыл сообщения остается неизменен: с этим застройщиком или подрядчиком сотрудничать не стоит ни при каких обстоятельствах.

Подобные отзывы наводнили почти все активно посещаемые сайты о недвижимости. Надеясь узнать, кому же мы так сильно «прищемили хвост», мы призвали на подмогу правоохранительные органы. И очень скоро выяснилось, что публикации были размещены через какие-то китайские и другие азиатские серверы. То есть, схема черного пиара выстроена так, что найти концы невозможно и привлечь к ответственности, по сути, оказалось некого.

Обсуждая эту тему с другими участниками профессионального сообщества, мы узнали, что точно с такой же проблемой столкнулись почти все застройщики, во главу угла ставящие качество строительства. Происходило это на фоне общего сокращения числа покупателей, когда некоторые небольшие компании начали испытывать серьезные трудности с продажами и оказались на грани банкротства. Пытаясь выжить, часть из них начали использовать некорректные способы конкуренции и откровенный обман. Так, общаясь с покупателями, они обещали одно, а делали другое, в одностороннем порядке повышали цены, прятались за новыми вывесками, часто меняя названия компании и своих сайтов.

Полагаю, что черный пиар — это дело их же рук, это звенья одной цепи, налицо один и тот же почерк. Озвучивать названия этих недобросовестных компаний я не хочу, чтобы подспудно не оказаться с ними по одну сторону баррикад: собрать на них доказательную базу, устраивающую суд, пока никому из загородных девелоперов не удалось.

Но вовсе не означает, что у нас отсутствуют инструменты противодействия. Они есть! Первый инструмент — работать с владельцами площадок, на которых публикуются отзывы. Некоторые из них восприняли нашу проблему с понимаем, недостоверные отзывы либо полностью удаляют, либо сохраняют с пометкой «сомнительная информация» и разрешают нам разместить свои собственные комментарии и пояснения.

Владельцы других сайтов пытаются нас игнорировать. В чем-то мы их понять можем: это их способ заработка, если размещение комментариев или привлечение особого внимания к ним происходит на платной основе. Но нас такая позиция не устраивает. Мы подготовили несколько исковых заявлений к собственникам таких ресурсов. Причем в большинстве случаев самого факта наличия заявления оказалось достаточно, чтобы решить вопрос в досудебном порядке.

Второй инструмент — создавать альтернативные площадки для общения. Такая есть, например, на сайте компании «Гуд Вуд». Ее особенность в том, что мы никогда не удаляем отзывы, их видят все посетители, даже если комментарии слишком приятные для нас самих. Но при этом непременное условие размещения публикации — указать фамилию и номер договора, на основании которого клиенту оказывались услуги. Таким образом, мы не скрываем реального положения дел в компании, но при этом гарантировано защищаем посетителей нашего сайта от мнений-фальшивок.

Третий инструмент — научить самих пользователей правильно ориентироваться в обилии информации о загородных проектах. Дело в том, что грязные пиар-атаки предпринимают самые слабые компании, у которых большая проблема с финансами. Поэтому на бюджете они всячески экономят. Скажем, за 300 рублей наймут школьника или студента, который напишет пару отзывов. За следующие 300 рублей кому-то еще поручат распространить эти комментарии по разным форумам и сообществам. Пару-тройку тысяч заплатят самим сайтам, чтобы сообщения были лучше видны посетителям. Вот и весь бюджет.

В итоге на всех множестве сайтов будут висеть одни и те же отзывы, написанные одними и теми же словами. Трудно себе представить, что хоть один реальный недовольный клиент готов потратить столько усилий на дублирование информации. С большой долей вероятности такие сообщения окажутся фальшивками.

Ну и, наконец, наше самое главное оружие — общий рост образованности самих покупателей загородной недвижимости. За последние несколько лет они стали гораздо лучше ориентироваться в строительных тонкостях, научились разбираться в технологиях и заранее подсчитывать все затраты. Поэтому даже если приверженцам некорректной конкуренции удастся отвернуть часть покупателей от достойных девелоперов, к ним самим клиенты все равно не потянутся. А если от «грязи» не будет эффекта, стоит ли мараться?

Александр Дубовенко, заместитель генерального директора по развитию компании «Гуд Вуд»

Источник: портал ГдеЭтотДом.ру