23/08

Александр Дубовенко: «Называйте это как хотите — психологическая зависимость, хобби, интерес…»

Как «незаметный» управляющий сумел создать в своей компании атмосферу, которая привлекает и держит людей не слабее экономического стимула? Почему сотрудники, которым могут задать каверзные вопросы, обожают свою компанию и работают в ней не на страх, а на совесть?


И как получилось, что отсутствие внятного поставщика стало не поводом для раздражения, а вектором для профессионального роста? Ответы на эти вопросы корреспондент Cottage.ru Дмитрий Риш узнал от управляющего строительной компании GOODWOOD Александра Дубовенко, вместе с которым провел его обычный рабочий день.

Утро у Александра Дубовенко самое обычное: просыпается, завтракает, читает свою электронную почту. Заходит в программу «Мегаплан», которая позволяет держать руку на пульсе: планировать дела компании, видеть, какие есть задачи и в каком они состоянии. «Иногда я не делаю даже этого, еду побыстрее на работу. Она мне нравится. В принципе, половину рабочего дня я могу проводить из дома — основная часть связи осуществляется через почту, а управление — через «Мегаплан». Я могу не появляться на работе неделю — все идет автоматически, моего отсутствия не замечают. Мы добились полной автоматизации в работе компании, вмешательство руководства нужно для внесения нововведений в работу компании».

9.00 Окончив работу с «Мегапланом»и чтение корреспонденции, он едет в офис компании, который находится в Зеленограде. Периодически застревает в пробках —шоссе часто бывает забито. В этот день я приезжаю раньше него в офис — «Я стою в той пробке, которую вы проскочили» — сообщает он мне по телефону. Девушка на ресепшен решила, что я клиент, и предложила выпить «чай-кофе-виски-коньяк-шампанское». Принять на грудь я отказался, попросил кофе. Мне заварили чашечку и проводили в скромную переговорную комнату. Там я обнаружил, что мой фотоаппарат съел все батареи, пришлось вернуться к строгой секретарше. Любезно выданная мне запаска сняла проблему и подняла настроение. Невольно подумалось, в какой симпатичной компании я оказался.

9.55 Через некоторое время подъехал Александр, сообщил, что в 10.00 начнется адаптационная комиссия (мероприятие, на котором подводится итог испытательного срока сотрудников и проверяется их способность переносить неловкие ситуации, реагировать на каверзные и неловкие вопросы – прим. редакции). При этом посоветовал не торопиться с выводами и не делать это своим первым впечатлением. Перед комиссией Дубовенко провел короткое совещание с участием тренинг-менеджера, специалиста по персоналу и глав отделов.

На совещании ему представили краткую характеристику на каждого сотрудника, который должен был пройти адаптационную комиссию. Подводили итог их двухмесячному пребыванию в компании. На каждого был файл с указанием достижений и ошибок. Характеристики на сотрудников звучали приблизительно так: первый, будучи предоставлен сам себе, забывается и засыпает. Его нужно дергать. Второй — инициативен, надежен, но говорит слишком много, плохо, и лишнее. Третий человек — девушка. Молодчинка, все выполняет быстро и в срок. «Нет ли у нее лишних амбиций?», — опасается Дубовенко.

«Можете быть спокойны, — нейтрализует его волнения один из коллег. — На ваше место она не метит». На совещании управляющий преимущественно молчит и слушает, периодически уточняя отдельные детали. Совещание длится не больше 10 минут, в среднем на обсуждение каждого сотрудника уходит не больше минуты. Забегая вперед, отмечу, что короткие, но информативные совещания — отличительная черта компании и ее управляющего.

10.15 Адаптационная комиссия или Огонь, вода и медные трубы от «GOODWOOD»

Адаптационная комиссия началась. Вошел первый сотрудник, Николай Л.:

– Здравствуйте!

– Здравствуйте!

– Что мешает продажам?

– …

– Николай, посоветуйте, как нам лучше поступить — уволить вас, или продлить испытательный срок на месяц?

– Лучше, конечно, продлить, я обязательно справлюсь.

У другого сотрудника, «реального пацана из Иваново», интересуются:

– Кто ваши рабочие?

– Чуваши и хохлы.

– На каком языке вы разговариваете с ними?

– На доступном.

– Как вы прокомментируете эту фотографию? Это с вашего участка (фото с браком скамейки).

– Это не может быть фото с моего участка. Мы так не делаем.

– Каковы на ваш взгляд основные проблемы работ?

– Бытовки рабочих. Они должны быть чистыми и ухоженными. Старые лучше сломать. Рабочие проезжают полстраны, прежде чем попасть сюда. Когда они приезжают и видят, в каких условиях им жить, их моральный дух падает. Это сказывается на работе.

10.35 Дубовенко прерывает адаптационную комиссию на проведение пятиминутного микросовещания по отпускам, суть которого сводилась к тому, чтобы его обязательно информировали перед тем как кого-либо отправлять в отпуск.

10.40 Работа комиссии продолжается. В ходе обсуждения выясняется, что произошло ЧП — один из сотрудников ушел из компании, создал свою компанию и сманил в нее двух перспективных специалистов. Управляющий реагирует на это в высшей степени спокойно: «Хорошо это или плохо, мы пока не решили. Теперь они работают с нами, но как подрядчики — мы дали им контракт. С одной стороны, часть налогов, которые платила наша компания, платят теперь они. Но с другой стороны, не все ясно по прибыли. На секунду задумавшись, Дубовенко резюмирует, — Если их компания от контракта с нашей будет получать большую прибыль, чем сумма их бывших заработных плат, с их фирмой стоит разорвать отношения».

12.10 Управляющий подводит итог (всех, кроме одного взять в штат, одному продлить испытательный срок), идет в свой кабинет, читает корреспонденцию. На 12.30 назначено совещание по поводу газеты. За эти 20 минут ему звонят из радио ФинамFM, и он успевает дать краткое интервью — делится мнением по поводу предложения главного санитарного врача России Геннадия Онищенко ввести в России сиесту. Через несколько часов интервью выйдет в эфир, ему перезвонят и скинут ссылку на трансляцию.

12.30 Не дадим, но «украсть» позволим

Дубовенко проводит очередное совещание, на этот раз, посвященное внутренней газете компании. Раскрывает концепцию газеты, ее задачи, целевую аудиторию, желаемый формат. Текущий формат он подвергает критике: «Газета должна быть напечатана газетным шрифтом, а этот вариант напоминает распечатанный реферат студента. Она должна быть тонкой на ощупь и легко читаемой. Не толстая и раз в полгода, а тонкая и раз в два месяца».

Саму идею создать внутреннюю газету подали коллеги из дружественной компании. Я не остался в стороне от обсуждения столь близкой мне темы, посоветовал на первый разворот поместить старое интервью Дубовенко, в котором он давал рецепт доступной стоимости квадратного метра недвижимости. Это интервью, на мой взгляд, могло бы не только привлечь к нему внимание, но даже заработать политические очки. В ответ получил предложение присылать свои идеи по газете лично управляющему.

Продолжая обсуждать формат газеты, управляющий высказал идею включать в нее то, что обычно игнорируют и считают скучным –регламенты, уведомления. Кроме того, создать шуточные номинации: «Самый нечитающий объявления человек», «Опоздальщик месяца» и т.д. Газета должна иметь обратную связь со своей целевой аудиторией. Эта газета будет рассчитана на внутренний круг — сотрудников компании, партнеров и субподрядчиков. Не для распространения среди клиентов. Управляющий применяет особый подход: «Но мы будем давать клиентам возможность ее "украсть" — положим на видных местах в доступных для клиентов помещениях. Если они попросят, сотрудник даст газету неохотно и тайком. Тогда они совсем по-другому будут ее читать, и отдельные моменты, я думаю, произведут на клиента сильное впечатление»

13.00-14.00 О стимулах, стилях и родителях, которые не могут надоесть детям

Обед. У Дубовенко есть время рассказать немного о себе. Бизнес начался с того, что Александр решил построить себе дом из клееного бруса,но не нашел внятного поставщика,и, таким образом, обнаружил незанятую нишу рынка. Первый состав компании — семья и близкие друзья, как в любом семейном бизнесе. «В нашем коллективе установились необычные для обычной компании отношения — дружеская, спокойная атмосфера без наездов и подавления авторитетом. Потом мы начали обрастать людьми: кто-то вписался, кто-то нет. Остались те, кто уловил наш настрой, принял нашу атмосферу. Эта атмосфера привлекает и держит людей не слабее экономического стимула.

Что такое критерий жизненности компании? Это время между тем, как какое-то событие произойдет и появится на сайте. У нормальных компаний это 2-3 дня. У дохлой — неделя. У нас такого рода информация на сайте появляется в ночь после мероприятия. Думаете, мы за это доплачиваем? или злой менеджер по персоналу заставляет сотрудников писать это ночью в нерабочее время? Нет. Просто это стиль нашей жизни, людям нравится у нас, нравится жить в таком ритме. Называйте это как хотите — психологическая зависимость, хобби, интерес».

Дети. Дубовенко рассказывает о своей семье и знакомит меня со своей супругой. Мне удается перекинуться с ней парой слов. «Детей у нас двое – школьник и детсадник. Как только появляется свободное время, мы ходим с ними в походы, в театры и кино. Когда едем отдыхать за границу, у нас всегда есть культурная программа. Общение с детьми происходит в основном по выходным и на отпуске. В остальное время за ними присматривают родственники, нянечки, хотя они и так достаточно самостоятельны. Водитель доставляет их в школу и детсад.

Некоторый дефицит общения, конечно, наблюдается, но это даже на пользу — дети сами к нам тянутся. Переизбытка внимания нет, и отторжения тоже нет. Нас любят, без нас скучают и нас ждут, мы не успеваем надоесть. Дети очень интересуются работой, просятся к нам в офис. К сожалению, у нас пока нет детского клуба при компании. Нужно будет об этом подумать. С детьми у нас доверительные отношения, а это лучший способ знать об окружающей их среде.Мы не боимся, что кто-то начнет занимать в их душе наше место.

14.00 Совещание по кейтерингу (кейтеринг — доставка в офис готовых блюд и развертывание небольших столовых или буфета, обслуживанием которызх занимается выездной персонал - прим. редакции).

14.40 Совещание собственников компании

15.30 Проблемы безопасности, люди и «утки»

Совещание со специалистами IT-отдела. Айтишники рассказывают о ходе работ по установке телефонии, компьютерного оборудования и программ. Дубовенко уточняет моменты и обрисовывает главную цель. «Когда-то я тоже работал в этой сфере, был крупным специалистом, и могу сказать абсолютно точно — в современном мире вся безопасность компании сосредоточена в компьютерных и сетевых средах. Охранники, служба безопасности — это скорее для вида. Больших денег в офисах компании мы не храним. Все крупное, что может быть украдено, находится в компьютерной сфере. Службу безопасности нужно заточить под нее». Советует, как побыстрее людей перевести на новое оборудование.

«Я помню, как сам переводил людей на новые программы. Сопротивлялись все. Люди не любят переучиваться, особенно с возрастом. Но можно составить списки, награждать нематериально тех, кто переходит быстрее, а о тех, кто затягивает переход всего офиса, можно сообщать руководству. Когда люди знают, что об их саботаже может узнать директор, мотивация меняется».

Управляющий предлагает ввести систему мониторинга доступа — чтобы знать, чем сотрудники занимаются на рабочем месте, какие программы запускают, что делают. «Есть у меня подозрение, что дизайнер N за те два месяца, что у нас работает, очень мало занимается делами компании, но говорит, что тратит сутки на то, что делается за час. Либо он не делает ничего, либо делает не для нас. Я хочу получить возможность иметь доказательства. Это либо развеет мои сомнения, либо у меня будет серьезныйповод поговорить с ним».

Вспоминают курьез, который демонстрирует отношение Дубовенко к вещам и его методы работы с людьми.

«Некоторое время назад нам начали приходить гигантские счета за трафик. Мы установили соответствующее оборудование и выяснили, что сотрудник D увлекается, скажем так, «кино о любви», смотрит их в большом количестве. Я сразу настрого запретил, кому бы то ни было говорить ему об этом — сотрудник ценный, а если раскрыть его секрет, он может расстроиться, застыдиться и уйти. Стали думать, как быть, и решили пустить «утку» — дескать, скоро ставим новое оборудование, которое будет фиксировать все посещенные сайты соответствующего содержания и отсылать начальству на почту. Проблема решилась сама собой».

16.50 Итоги. Как известно, работа управляющего — получать и обрабатывать информацию, затем ставить задачи перед сотрудниками и контролировать их исполнение, наблюдать за процессом. Вопрос в том, как это происходит? Способен ли управляющий видеть ситуацию в целом, думать за сотрудников компании илучше них самих, что они могут и чего не могут.

После 17.00 совещания обычно не проводятся, но работа по управлению компанией продолжается. «Мой рабочий день, — говорит Дубовенко, — заканчивается,как правило, в 19.00, сейчас у меня еще 2 часа. Это время я обычно провожу один, на обдумывание особых задач, составление планов. Либо, как обычно, почта и «Мегаплан»». Остается свободное время, Алекандр рассказывает мне о дальнейших планах на день и о том, как проходит работа в другие дни. «Бизнес наш семейный — мы семьями обедаем, работаем, проводим время. Играем в бадминтон по понедельникам, средам и пятницам с 19.30 до 21.30.

Мы начали играть в него еще до того как он приобрел президентскую популярность. Потом еду домой. Спать ложусь обычно в полночь, а до этого — еще два часа почты, мегаплана и общения с близкими». Дубовенко считает, что для отдыха в общепринятом смысле слова (лежать на пляже, так или иначе ничего не делать) существуют два подходящих обстоятельства — сон и смерть. Оба обстоятельства учитывает: спит регулярно, а на тот свет — не торопится.

«Моя работа — это моя жизнь, а не один из ее неприятных элементов. Воскресенье я провожу целиком дома, один. В этот день я занимаюсь разбором нестандартных задач, придумываю нетривиальные ходы».

Источник: cottage.ru

Поделиться
Поделиться
Позвонить
Заказать
обратный
звонок