05/05

Игроки рынка недвижимости о кризисе

05 Мая, 2010
Телеканал «Недвижимость»

Специально для рубрики «Мнение эксперта» на Телеканале «Недвижимость» директор по развитию Александр Дубовенко отвечает на вопрос, закончился ли кризис.

Специально для рубрики «Мнение эксперта» на «Телеканале Недвижимость» игроки рынка отвечают на вопрос, закончился ли кризис

- Какие тенденции на рынке недвижимости Вы наблюдаете в последнее время?
- На Ваш взгляд, кризис закончился или нет?

На вопросы «Телеканала Недвижимость» отвечает Сергей Полонский, председатель Совета директоров строительной корпорации:

«Чтобы определить, кризис кончился или нет, - необходимо понять, что такое кризис и какие параметры определяют его окончание. С точки зрения увеличения объемов продаж, - да, безусловно, он кончился. С точки зрения увеличения экономики и работы экономики, - да, он кончился. С точки зрения стабильности, наверное, нет. Поэтому это очень многопараметровый режим, и, я думаю, что пока мировая финансовая система не найдет способы стабилизации - евро, доллары и т.д., мы будем видеть очень серьезные колебания, будут и подъемы, и стабилизация, будут, возможно еще какие то спуски. Наверное, все-таки, надо задавать вопрос более уважаемым людям: министру финансов, например, и т.д. Хотя, с другой стороны, во всем мире недвижимость считается «лакмусовой бумажкой». Именно по тому, что происходит в секторе недвижимости, можно определить все, что происходит в экономике этой страны, потому что, если нет стабильной политики, это отражается на недвижимости, если нет стабильной экономики, это тоже отражается на недвижимости. Если рассуждать с этой точки зрения, то, безусловно, стабильность сейчас увеличивается, рост объема продаж увеличивается, и экономика начинает восстанавливаться».

- Если сравнить ситуации осенью 2009 года и сейчас, что изменилось?

Сергей Полонский продолжает:
«С осенью вообще сложно что-либо сравнивать, так как 2009 год вообще нельзя брать как показатель, - это было своего рода «болото», где не было вообще никаких параметров, которые можно было понять. Могли быть какие-то всплески и подъемы, но это не поддавалось какой-либо аппроксимации. Я бы, все-таки, сравнивал с 2008 годом: мы видим тренд, и мы видим, что практически объем сделок на вторичном рынке достиг объемов сделок докризисного уровня».

На вопросы «Телеканала Недвижимость» отвечает Вячеслав Гончар, генеральной директор строительной компании:

«Реально, какие-то изменения произойдут тогда, когда наши застройщики и инвесторы, которые декларируют какие-то изменения в политике и в своем новом видении рынка, когда эти декларации они начнут претворять в жизнь. Что касается застройщиков и инвесторов, то, наверное, это произойдет тогда, когда они начнут строить быстрее и понятнее для людей. Если люди хотят покупать недвижимость, они должны понимать, что будет происходить ближайший год, два, максимум пять лет. Дальше люди видеть не хотят, и, в принципе, это сложно, тем более учитывая наш менталитет. Поэтому очень важно, чтобы инвесторы и строители научились строить быстро, качественно и с меньшей маржой для себя, за счет оборота. Все удивляются, почему в западные странах - Северной Америке, Канаде - строят лучше, красивее, качественнее и продают значительно дешевле. Не надо далеко ходить и быть семи пядей во лбу, достаточно элементарно проанализировать математику: срок строительства у них в два-три раза меньше, чем у нас. Объясняется это тем, что они используют новые технологии, руководствуясь новым пониманием ситуации сейчас, а в итоге выигрывает конечный потребитель и экономика в целом. Сейчас многие говорят и в правительстве, и рядовые люди о том, что есть экономика, и мы говорим о том, что экономика становится рыночной, и против математики можно говорить долго и упорно, но математика вещь упрямая: дважды два - четыре. Поэтому это вопрос времени».

На вопросы «Телеканала Недвижимость» отвечает Александр Дубовенко, директор по развитию строительной компании:

«Цены, конечно, упали, однозначно, в кризис , и сейчас они вверх еще не пошли, но кризис поменял «рынок покупателя» на « рынок продавца». Суть в том, что все поменялось с ног на голову, и сейчас просто очень сильно возросла конкуренция. Даже мы по нашей компании обращаем внимание, что если раньше каждый первый или каждый второй, кто к нам приезжал, делал покупку с первого раза, то сейчас перед тем, как что-то купить, человек месяц занимается изучением этого вопроса. Он пытается консультироваться и в итоге все покупки делает более обдуманно, проводя очень четкую работу по ценам и по качеству объекта, пытаясь осознать все более детально. В результате минимальное конкурентное преимущество дает достаточно сильное различие в продаже».

На вопросы «Телеканала Недвижимость» отвечает Оксана Асадова, специалист по зарубежной недвижимости:

«Кризис все равно существовал, это отразилось на продажах нашего комплекса «Goldcity», но, несмотря на все это, мы цены не снижали, и на сегодняшний день по тем ценам, которые стояли, по ним мы и продаем свою недвижимость. Я хочу сказать, что кризис дал возможность, люди до сих пор нуждаются в недвижимости, инвестируют за границу или у себя на родине, но все это продолжается. Люди говорят, что очень тяжело отправлять деньги именно за границу, для того чтобы приобрести ту или иную недвижимость. Российский покупатель, несмотря на кризис, будет приобретать недвижимость за рубежом. Так как мы предлагаем свои проекты именно в Турции, очень много покупателей не только из России, но и из Европы, у людей есть возможность приобретать не по высоким рыночным ценам».

На вопросы «Телеканала Недвижимость» отвечает Антон Данилов-Данильян, профессор ГУ «Высшая школа экономики»:

«Острая фаза кончилась , уже все в прошлом, но оживление начинается еле-еле и не бурно, как это иногда случается, и потом переход в фазу роста, довольно затяжное медленное развитие».

- Каков прогноз? Когда рынок вернется, по крайней мере, на уровень 2008 года?

Антон Данилов- Данильян рассказывает:
«Я бы не стал сравнивать этот рынок с рынком 2008 года по одной очень простой причине: благодаря кризису серьезно изменилось его качество. Ушли компании, которые мы называем «ковбои», а пришли те, которые готовы строить много и системно, с тем, чтобы это были организованные поселки с качественным, доступным и комфортным жильем. Ушли те, кто строил поселки потому, что в основной своей деятельности хотели диверсифицироваться, - нефтяные компании, ритейлеры и многие другие. Они делали себе небольшие строительные компании, для того чтобы чем-то дополнительно заниматься: строить дом или поселок и извлекать из этого дополнительную прибыль. Они тоже в большей степени ушли с рынка. Ушли те, кто нанимал персонал по родственному признаку: по признаку не профессионализма, а благодаря связям и знакомствам, как бы пристраивали «своих» к «теплым местечкам». Эти компании ушли с рынка, потому что кризис очень серьезно оздоровил эту ситуацию. Появились другие покупатели: не те, которые стояли в очереди, лишь бы ухватить « горячий пирожок», пока его не купил сосед, а пришел разборчивый покупатель, который смотрит не только за качеством дома и размером земельного участка, он смотрит за инфраструктурой, за инженерными сетями, за газом, за светом, за канализацией, за артезианской водой, за спортивными площадками. Да, еще, может, какой-нибудь яхт-клуб, чтоб рядом был, удобная транспортная доступность. Пришел другой покупатель - придирчивый, но более интересный».

Поделиться
Поделиться
Позвонить
Заказать
обратный
звонок